Как настроить ребёнка на визит к стоматологу. Памятка для родителей.

Если родителей волнует этот вопрос, значит, скорее всего, ребёнок ещё ни разу не был у зубного врача либо уже был, и с тех пор боится стоматологов. Кстати, в ситуации, когда визита к зубному ещё не было, не всё однозначно. Ребёнок может быть настроен нейтрально, иметь положительные предощущения или же испытывать заблаговременный страх. Тот случай, когда боязнь присутствует заранее и вне опыта, ещё не столь «трудный»; ведь все опасения могут развеяться благодаря удачному посещению доктора. Гораздо хуже, когда ребёнок на себе уже успел узнать, что зубной врач – это «страшный человек», причиняющий боль. Но и такую ситуацию можно исправить. Обо всём этом и поговорим.

1) Многое зависит от поведения взрослых.


Если родители хотят, чтобы ребёнок приобрёл привычку посещать стоматолога, такая привычка должна быть в необходимой степени развита у них самих. Тогда это будет одним из вариантов успешного личного примера.

2) Взрослые могут дать и негативный пример.


Допустим, если кто-то из взрослых сам испытывает боязнь стоматологов, вероятность того, что ребёнок "заразится" такой боязнью, максимальна.

 

3) Чем раньше ребёнок познакомится со стоматологическим кабинетом, тем лучше

(начиная с трёхлетнего возраста можно приводить ребёнка к дантисту два раза в год, ранее – один раз).


В этом случае у него будет накапливаться опыт, положительное отношение, а также знание того, как надо себя вести на приёме. Здесь важны заблаговременность и регулярность посещения детского стоматолога в качестве профилактики.

Принцип прост: сначала, на приёмах у зубного, когда тот проводит только осмотр и не производит лечебных манипуляций (ведь они ещё не требуются), ребёнок понимает, что это не страшно и не больно; а потом, когда потребуется медицинское вмешательство, ребёнок уже не будет бояться идти к врачу. Разумеется, здесь важно будет «не сломать» его уверенность и обратиться, скажем так, к правильному специалисту (чтобы ребёнок вдруг внезапно не узнал, что стоматологическое лечение – это «страшная» процедура).

Так, если делать всё правильно, то раз за разом (посещение за посещением) маленький пациент привыкнет к обстановке в стоматологическом кабинете, начнёт нормально относиться к оборудованию, которое, конечно же, бросается в глаза, будет доверять доктору. Ребёнок узнает, что в кресле надо сидеть спокойно, а ещё то, что рот надо держать открытым, пока доктор не скажет, что его можно закрыть (это, кстати, важный навык, поскольку дети могут пытаться закрыть рот в самые неподходящие моменты).

 

4) Адекватное отношение к предстоящему посещению зубного врача.


Если родители нервничают, волнуются (по крайней мере, если волнение слишком велико), то ребёнок обязательно уловит это настроение и спроецирует его на себя. Грубо говоря, он поймёт так: «если родители так волнуются, значит, меня ждёт что-то нехорошее (болезненное)».

Надо понимать, что повышенные проявления заботы являются, по сути, формой воплощения тех волнений, о которых мы говорили только что; хотя такое встречается нередко: родители, пытаясь успокоить и «расслабить» ребёнка, начинают, в некоторой степени, баловать его. Но ребёнок почувствует здесь подвох и расценит примерно так: «если родители стали меня так баловать, значит, меня ждёт что-то нехорошее (болезненное)».

Лучше сохранить нейтральное отношение, чтобы было понятно: визит к стоматологу – обычное, заурядное дело, в котором нет ничего особенного (и, соответственно, страшного).

 

5) Проинформируйте маленького пациента.


Сохранять нейтральное отношение к предстоящему лечению – не значит держать ребёнка в неведении. Наоборот, чем лучше он будет проинформирован, тем он будет спокойней и уверенней. Тут дело в качестве информации. Когда кто-то говорит, что лечить зубы – это больно, он передаёт этим не сведения о процедуре, а лишь своё впечатление.

Проинформировать – это значит сделать примерно следующее:

  • поговорить о зубах, рассказать, какую работу они выполняют;
  • в доступной форме можно рассказать об их устройстве;
  • после этого стоит перейти к беседе о здоровье зубов. К примеру, можно затеять игру с лепкой из пластилина, при этом слепить зуб здоровый, потом – зуб с дырочкой и наглядно объяснить, что дырочки в зубах надо залепить, чтобы зуб опять стал целым и здоровым;
  • рассказать о том, что зубы надо показаться доктору, а тот как раз «заклеит» дырочку…


И так далее.

Важно придерживаться рассказа о том, «что» делает врач, а не «как» это происходит. Тогда снижается вероятность нечаянно сказать что-нибудь, что может насторожить ребёнка. Разумеется, не должно звучать таких слов, как «больно», «сверлить», «укольчик» и подобных. Кстати, имейте в виду, что формулировки «больно» и «не больно» в детском сознании близки к тождеству (если взрослый говорит, что будет не больно, значит вероятность «больно» всё же есть).

 

6) Сто страх – это худший из «попутчиков».


Любые дисциплинарные меры, связанные с физическим воздействием или с отсылкой на страх здесь только усугубят проблему. К примеру, не надо тащить за руку сопротивляющегося ребёнка, не надо держать его в кресле, не надо обещать наказать его за капризы и так далее.

Незачем его ругать за «плаксивое» поведение; однако, не следует и перехваливать в противоположной ситуации. Разумеется, надо отметить, если ребёнок вёл себя хорошо; но повторим, следует прививать отношение, что визит к стоматологу – это норма, а не «подвиг». Дело в том, что когда регулярные посещения зубного врача становятся нормой с детства, то и в дальнейшем «подвиги» не потребуются, так как зубы всегда будут в достаточно хорошем состоянии.

Если же дело дошло до каприза, который не унять, приём следует (по возможности) прекратить. Лучше явиться позже, когда степень готовности будет выше.

Помните и о том, что «дискредитировать» врача в глазах ребёнка нельзя ни в коем случае. Например, недопустимо «пугать» стоматологом, если ребёнок отказывается чистить зубы (или в иных ситуациях).

 

7) «Подкуп» – это неправда.


Итак, идеальная ситуация (а именно её и надо формировать) – это когда ребёнок идёт к зубному врачу, понимая, зачем ему это надо. «Зачем» должно касаться его же здоровья. Обещания подарка за «хорошее поведение» у доктора – неудачный вариант, поскольку меняет представление о цели.

Лучше, к примеру, сходите с ребёнком (после приёма) в парк.

Вещественные стимулы использовать не стоит (ребёнок может начать капризничать специально для вероятности получения следующего подарка; или же есть риск, что он, разочаровавшись, утратит необходимое доверие).

8) Записывайтесь к детскому стоматологу.


Дело в том, что лечение зубов у детей – отдельная сфера, имеющая свои особенности. Поэтому надо обращаться к соответствующему специалисту, Не все стоматологи знают умеют правильно работать с детьми.

Существуют клиники, которые специализируются именно на детской стоматологии. Это может оказаться наилучшим вариантом.

Специалист (детский врач-стоматолог), помимо специфических навыков (в частности, знает, как решать вопрос обезболивания в случае с детьми), владеет подходом к маленькому пациенту, понимает, как с ним общаться и как его к себе расположить.

Именно поэтому в нашей стоматологии СМАЙЛ ЦЕНТР для приема детей выделен отдельный кабинет с игровой зоной ожидания, что позволит маленьким пациентам чувствовать себя максимально комфортно.

 

9) Измените отношение ребенка к стоматологу.

 

Когда затеять поход к стоматологу не удаётся никак (у ребёнка уже устоявшееся негативное отношение к врачу и процедурам), требуется изменить его отношение.


Здесь, надо признать, «безотказных рецептов» нет. Попробуем обрисовать примерную «стратегию».

Определившись с клиникой и выбрав нужного специалиста, сходите к нему на консультацию (без ребёнка). Подробно изложите суть проблемы и обсудите, что можно предпринять в данном случае. Если вы имеет какие-либо несогласия с предложениями или аргументациями врача, озвучивайте их – это позволит найти оптимальное решение.

Расскажите врачу о том, что нравится ребёнку – это позволит доктору быстрее и легче найти общий язык с пациентом.

Не исключено, что может потребоваться очередной личный пример. Можно попробовать предложить ребёнку увидеть, как доктор осматривает зубы пришедшего с ним родителя. Однако, вовсе не факт, что присутствие взрослого в течение всего приёма будет уместно (это может отрицательно повлиять на ход самого приёма: не исключено, что ребёнок расценит присутствие мамы/папы как фактор защиты от некой опасности, находящейся рядом; некоторые дети при родителях более склонны к капризам).

Многие стоматологические клиники устраивают различные мероприятия, такие как «день открытых дверей» или «игры в стоматолога» (либо подобные). Цель проста: дать возможность посетить клинику вне лечения и сделать это посещение приятным и интересным. Обязательно воспользуйтесь такой возможностью, чтобы постепенно вытеснять негативный опыт положительным.

 

10) Приходите на прием к детскому стоматологу к назначеному времени

Не стоит приходить заранее. Если вы пришли вовремя, а оказывается, что есть необходимость подождать, узнайте, через какое время надо подойти, а потом погуляйте с ребёнком это время. Ребёнку ни к чему «проникаться» атмосферой ожидания в клинике, незачем ему слышать звуки из кабинетов или разговоры других посетителей.



Подытоживая, отметим, что серьёзный вклад в приобретение должного отношения к стоматологу у ребёнка заключается в профилактике. Обязательно прививайте необходимые гигиенические навыки.